Все о тюнинге авто

Значение слова шхуна. Значение слова «шхуна Что надо знать современному капитану парусной шхуны

Бывший библиотекарь Британского Адмиралтейства Л.Г.Карр Лафтон указал в своей работе, что характерная оснастка шхуны - это два гафельных паруса и передний парус. Кроме того, он отмечает, что уже в 1630 году в Голландии использовались прообразы шхун без переднего паруса. В 1780 году Универсальный морской словарь Фалконера определил шхуну как "небольшое двухмачновое судно, у которого главный парус и фок-парус подвешены на гафелях, проходящих под гиками, кормовые концы которых прикреплены к железу, охватывающему мачту так, чтобы вращаться вокруг оси, при этом задние концы перемещаются то в одну, то в другую сторону судна". Слово вероятно произошло от шотладского schoon, означающего скольжение по воде. Впервые слово "шхуна" было записано в феврале 1717 года в бостонском информационном бюллетене.












Шхуна представляла собой корабль небольшого размера. Управлял им, как правило, экипаж из нескольких человек. На шхуне ставили две или три мачты. Парусное вооружение было гафельным. Бушприт нес два треугольных паруса — кливер и бом-кливер. Форк-стаксель являлся третьим парусом. В том случае, если на фок-мачте вместо топселя сооружали два марселя, шхуну называли марсельной. В основном эти суда использовались в торговом флоте. В XIX в. на шхунах увеличили количество мачт, а паруса устанавливали только косой формы.

Узкий корпус и большая площадь парусов делали их быстрыми, обычная скорость шхуны при попутном ветре превышала 11 узлов. Осадка шхуны также была невелика, что позволяло им свободно плавать среди отмелей и рядом с берегом.


При водоизмещении до 100 тонн пиратская шхуна несла 8 пушек и экипаж около 75 человек.

Недостатком шхуны была недостаточная дальность плавания. Приходилось часто заходить в порты, чтобы пополнить запасы воды и пищи. Впрочем, при достаточном ведении и умении, пираты все, что им надо, брали в море.







Большинство шхун были двухмачтовыми. Но в конце XVIII века была версия трёхмачтовых шхун, которые часто называли "Шхуна Терн". Первая такая шхуна, использовавшаяся в военном флоте, была «Revenge». Построенная в Балтиморе в 1805 году, эта шхуна позже была переименована Адмиралтейством в «Flying Fish». Её характеристики: длина - 79 футов (24 м), ширина - 22 фута (7 м) и вес - 150 тонн. Вооружение - 10 двенадцатифунтовых карронад.

Как военные корабли шхуны стали впервые использоваться во время Семилетней войны 1755 - 1763 годов (период войн с французами и индейцами). Первой шхуной, построенной американцами для Королевского военно-морского флота стал корабль под названием Barbadoes («Барбадос»). 15 марта 1757 года он был приобретен флотилией под командованием Мура, размещенной в Английской гавани, Антигуа (English Harbour, Antigua). Длина Barbadoes составляла 80 футов, ширина - 22 фута, осадка - 9 футов, а масса - 130 тонн. На корабле было установлено четырнадцать 3-х фунтовых орудий и, вероятно, приблизительное столько же вращающихся пушек. Важную роль, которую шхуны играли в прибрежных водах, подтверждает следующий факт. В 1763 году капитан Джеймс Кук (впоследствии знаменитый тем, что он стал первым известным европейцем, высадившемся в Австралии) получил под свое командование военную шхуну Grenville («Гренвиль»), на которой должен был исследовать восточные берега нынешней Канады. Он занимался этим в течение четырех лет, и каждую зиму ему приходилось пересекать Северный Атлантический океан. В состав флотов остальных европейских держав шхуны не входили до 1760-х годов.

Несомненно, наиболее известный класс шхун - это Балтиморские клиперы (Baltimore Clippers). Эти корабли, построенные в начале 1800-х годов, обладали рядом черт, выделявших их среди остальных шхун. Все они в длину достигали около 100 футов, их грот-мачта была смещена к корме, а фок-мачта по высоте почти равнялась грот-мачте. У всех этих шхун был срединный разрез в форме сердца и наклоненная задняя часть. Первым известным Балтиморским клипером стала британская шхуна Berbice («Бербис»), построенная в Вирджинии в 1798 году. Она была короче в отличие от своих позднее построенных родственниц, достигая в длину всего лишь 73 фута. Ширина ее составляла 21 фут, осадка - 9 футов, а масса равнялась 100 тоннам. Вооружение состояло из восьми 4-хфунтовых орудий и четырех вращающихся пушек. Расцвет американского варианта Балтиморского клипера относится ко времени войны 1812 года, когда судам этого класса удалось захватить свыше 500 британских кораблей.

Наиболее известной американской шхуной, использовавшейся как капер (частное вооружённое судно) была Принц де Ньюфчатель. Построенная в Нью-Йорке в 1812 году, она имела следующие характеристики: длина - 110 футов (34 м), ширина - 26 футов (8 м), осадка - 12 футов (4 м) и вес - 328 тонн. Вооружение - 2 шестифунтовые пушки для преследования и 16 двенадцатифунтовых карронад (короткоствольных орудий, названных от шотландского "Carron"). Она не переоборудовалась в торговое судно, а была создана как капер. Проект получился удачным - Prince De Neufchatel превосходила по крайней мере 17 британских военных кораблей. Шхуна получилась настолько удачной, что 11 октября 1812 года её доблестная команда в морском сражении вывела из строя британский 40-пушечный фрегат Endymion.

В 1902 году американцам удалось построить семимачтовую шхуну с металлическим корпусом «Thomas W. Lawson». Её характеристики: длина - 370 футов (113 м), ширина - 50 футов (15 м), осадка - 35 футов (11м) и вес 5218 тонн. Шхуна настолько ужасно плохо управлялась, что кто-то однажды охарактеризовал её управление "как выброшенный на берег кит"

Основные источники:

В настоящее время кораблем называют военное судно. Танкеры, балкеры, сухогрузы, пассажирские лайнеры, контейнеровозы, ледоколы и прочие представители технического парка гражданских или торговых флотов в эту категорию не входят. Но когда-то, на заре судоходства, когда человечество еще заполняло на лоциях белые пространства неясными очертаниями новых островов и даже материков, любой парусник считался кораблем. На борту каждого из них были пушки, а команда состояла из отчаянных молодцев, готовых на все ради наживы и романтики дальних странствий. Тогда же, в эти неспокойные века, произошло деление на виды кораблей. Список с учетом современных дополнений получился бы очень длинным, поэтому стоит сосредоточиться на парусниках. Ну, может быть, добавить можно и некоторые гребные суда.

Галеры

Попасть на них - доля незавидная. Такое наказание в стародавние времена ждало отпетых преступников. И в Древнем Египте, и в Финкии, и в Элладе они уже были. Со временем появлялись другие виды кораблей, но галеры использовались до Средних веков. Главной движущей силой служили те самые каторжники, но помощь им иногда оказывали паруса, прямые или треугольные, установленные на двух-трех мачтах. По современным понятиям суда эти не были большими, их водоизмещение составляло всего 30-70 тонн, а длина редко превышала 30 метров, но в те далекие времена размеры кораблей вообще не были гигантскими. Гребцы сидели рядами, по оценке специалистов-историков, не более чем в три горизонтальных яруса. Вооружение галер представлено баллистами и носовыми таранами, в более поздние века эти боевые средства дополнялись и артиллерией. Ход, то есть скорость перемещения, контролировали надсмотрщики, задавая ритм особыми тамбуринами, а в случае необходимости и плетью.

Барки

Итак, барк (название вида происходит от фламандского слова «bark») представляет собой судно с числом мачт от трех до пяти. Все его паруса прямые, за исключением косоугольной оснастки бизани (кормовой мачты). Барки - суда довольно крупные, например «Крузенштерн» имеет длину около 115 метров, ширину 14 м, экипаж из 70 человек. Так как построен он в 1926 году, когда паровые двигатели уже были широко распространены, то в его конструкции присутствует и вспомогательная энергетическая установка мощностью почти в полторы тысячи киловатт, нагруженная на два постоянного шага. Скорость судна и сегодня не кажется малой, под парусами ход этого барка достигает 17 узлов. Назначение типа, в общем-то, обычное для торгового флота XIX века - доставка смешанных грузов, почты и пассажиров по морским линиям.

Бригантина поднимает паруса

Фактически те же барки, но с двумя мачтами, называются бригантинами. Все различаются по своему назначению и судоходным качествам. Бригантины выделяются быстроходностью и легкостью. Парусная оснастка смешанная, на фоке (передней мачте) ветрила прямые, а на гроте косые. Любимое судно пиратов всех морей. В исторических источниках упоминаются бригантины с так называемым «бермудским гротом», то есть треугольным парусом, натянутым между ликтросом и передней шкаториной, но ни один из сохранившихся представителей вида не может им похвастаться. Впрочем, эти нюансы интересны только специалистам.

Фрегаты

По мере развития флота некоторые виды военных кораблей появлялись, другие исчезали, а третьи приобретали иной смысл. Примером может служить фрегат. Это понятие пережило более поздние типы, такие как броненосцы, дредноуты и даже линкоры. Правда современный фрегат примерно соответствует советскому понятию большого противолодочного корабля, но звучит короче и как-то красивее. В изначальном смысле оно означает трехмачтовое судно с одной артиллерийской палубой на 20-30 пушек. К слову «фрегат» начиная с XVII столетия долгое время добавляли прилагательное «дюнкеркский», означавшее преимущественное использование в отдельной зоне морского театра военных действий, примыкавшего к Па-де-Кале. Тип этот отличался быстроходностью. Затем, по мере увеличения радиуса автономности, их стали называть просто фрегатами. Водоизмещение - среднее для того времени, примерно Самый знаменитый русский фрегат назывался «Паллада», на нем в 1855 году была предпринята славная экспедиция к берегам Восточной Азии под командованием адмирала Е. В. Путятина.

Каравеллы

«Она прошла как каравелла…» - поется в известной эстрадной песенке. Невредно изучить виды парусных кораблей, перед тем, как сочинять тексты к будущим хитам. Комплимент получился несколько двусмысленным. Не каждая девушка захочет быть сравненной с грузоподъемным, крупным и довольно тяжелым судном. К тому же у каравеллы нос высоко задран, в чем также можно углядеть нежелательный намек.

Впрочем, в основном у этого типа, безусловно, хорошие мореходные свойства. Знаменит он более всего тем, что Колумб совершил свою экспедицию к берегам Нового Света именно на трех каравеллах («Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»). Внешне их можно отличить по упомянутым приподнятым бакам (носовым надстройкам), а также по парусной оснастке. Мачты три, фок с прямыми, а остальные - с латинскими (косыми) парусами.

Назначение - дальние морские и трансокеанские походы.

От слова «каравелла» морфологически происходит русское слово «корабль». Оно дало название и знаменитому французскому пассажирскому авиалайнеру, очень красивому.

Клиперы

Для быстрого плавания создаются все виды судов не всегда запоминаются, но есть исключения. Скажет кто-то слово «крейсер», и тут же все вокруг подумают что-то - одни «Аврора», другие «Варяг». По поводу клиперов вариант всего один - «Катти Сарк». Это судно с длинным и узким корпусом вошло в историю по нескольким причинам, но главным и важнейшим его качеством стала скорость. Доставлять чай из Китая, быстро привозить почту в дальние колонии и выполнять особо деликатные поручения королевы было уделом клиперов и их команд. И выполняли свою работу эти суда до самого появления пароходов, а в некоторых случаях и позже.

Галеоны

Перебирая старинные виды боевых кораблей, нельзя не вспомнить о Великой Армаде, соперничавшей с Британским флотом в XVI столетии. Главной единицей этой грозной силы был испанский галеон. Сравниться по совершенству с ним не могло ни одно парусное судно того времени. По своей сути это усовершенствованная каравелла, с уменьшенной надстройкой бака (тот самый «задранный нос» практически исчез) и удлиненным корпусом. В результате старинные испанские судостроители добились повышения устойчивости, снижения сопротивления волнам и, как следствие, увеличения скорости. Маневренность также улучшилась. Другие виды военных кораблей XVI столетия выглядели рядом с галеоном более короткими и слишком высокими (это был недостаток, в такую цель легче попасть). Очертания юта (кормовой надстройки) приобрели прямоугольную форму, а условия экипажа стали комфортнее. Именно на галеонах появились первые гальюны (уборные), отсюда и происхождение этого слова.

Водоизмещение этих «линкоров XVI века» колебалось от 500 до 2 тыс. тонн. Они, наконец, были очень красивыми, их украшали искусной резьбой, а нос венчала величественная скульптура.

Шхуны

Есть виды больших кораблей, ставших «рабочими лошадками», предназначенными для перевозки самых разнообразных грузов. Среди них особое место занимают шхуны. Это многомачтовые суда, отличающиеся тем, что не менее двух их оснасток косоугольные. Они бывают марсельными, стаксельными, бермудскими или гафельными, в зависимости от того, какие именно мачты снабжены косыми парусами. При этом нужно учитывать, что грань между двухмачтовой брамсельной или марсельной шхуной и бригантиной очень условна. Тип этот известен с XVII столетия. Наибольшего распространения он достиг в торговом американском флоте, в частности Волк Ларсен, персонаж Джека Лондона, со своей командой охотится на именно на шхуне. По сравнению с ней другие виды кораблей труднее управляются (Если верить Дж. Лондону этот процесс доступен даже одинокому моряку). Чаще всего шхуны были двух- и трехмачтовыми, но известны случаи, когда оснастка была куда многочисленнее. Своеобразный рекорд был поставлен в 1902 году, когда на воду спустили судно с семью мачтами («Томас Даблю Лоусон», верфи Куинси).

Другие виды кораблей

Фото парусников, прибывших на международную регату со всего света, публикуется в газетах, журналах и на страницах сайтов. Такой парад - всегда событие, красота этих судов несравнима ни с чем. Барки, бригантины, корветы, фрегаты, клиперы, кэчи, яхты представляют все виды кораблей, сохранившиеся, к счастью, до наших дней. Это зрелище отвлекает от повседневности и уносит зрителя в минувшие века, полные приключений и романтики дальних странствий. Настоящий моряк должен овладеть искусством парусной навигации, так считают во многих странах и у нас в том числе. Забравшись по вантам наверх, развернув паруса и вдохнув вольный ветер моря, можно занимать свои места у современных пультов управления сухогрузов, танкеров балкеровозов и круизных лайнеров. Такому моряку смело можно доверять судьбу груза и жизни пассажиров, он не подведет.

Шхуна

ж.
Парусное деревянное судно с двумя и более мачтами.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Шхуна

Ы, ж.

Небольшое деревянное парусное судно.

* Капитан шхуны. *

Морской словарь

Шхуна

парусное судно, имеющее две или более мачты с косыми парусами. Мореходно, может ходить круто к ветру. Шхуны русского флота имели до 16 пушек.

Словарь Военных Терминов

Шхуна

судно обычно с косыми парусами. Разновидности Ш. - бригантина, баркентина. Современные Ш. имеют кроме парусов двигатель внутреннего сгорания.

Словарь Ожегова

ШХУ НА, ы, ж. Морское судно с косыми парусами. Двухмачтовая, многомачтовая ш.

Словарь Ушакова

Шхуна

шху на и шкуна, шкуны, жен. (голланд. schoener) (мор. ). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами.

Энциклопедический словарь

Шхуна

(от англ. schooner), парусное судно (от 2 до 7 мачт) с косыми парусами. В 19 в. применялись т. н. марсельные и брамсельные шхуны с 2-3 прямыми парусами (обычно на фок-мачте).

Военно-морской Словарь

Шхуна

парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженное косыми парусами. В 18-19 вв. входили в состав парусных флотов в качестве посыльных судов имели до 16 пушек. Современные шхуны имеют длину более 22-28 м, снабжены также двигателем внутреннего сгорания.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Шхуна

(шкуна) - парусное судно с 2-мя или 3-мя мачтами, имеющими косые паруса. Рангоут Ш. отличается сравнительной высотой нижних мачт, к которым прикрепляются короткие стеньги. Уклон мачт на Ш. несколько больший, чем у судов с прямой парусностью. По числу мачт и типу парусов Ш. различаются следующим образом: 1). Ш. обыкновенная имеет 2 или 3 мачты; на фок-мачте ставятся 1-2 прямых паруса (марсель и брамсель); на остальных мачтах - одни косые паруса. 2). Ш. бермудская, или гафель-Ш. (иногда называется гоелеттой или гулетой), имеет исключительно косые паруса на всех (2-х или 3-х) мачтах. Ш.-бриг (бригантина) имеет фок-мачту, оснащенную как у брига, т. е. с короткой нижней мачтой и полной прямой парусностью; грот-мачта имеет косую парусность, как у Ш. Шхуна-барк (баркентина) имеет фок-мачту такую же, как у Ш.-брига, и 2 задних мачты с шхунской парусностью. В России термин "Ш." очень распространен на Каспийском море, где так называют и морские грузовые пароходы ("паровая Ш."), заменившие прежние парусные Ш. в перевозке грузов. (См. Паруса, Парусность, а также, и "Русский торговый флот", издаваемый ежегодно главным управлением торгового мореплавания и портов

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова шхуна

шхуна в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

шхуна

и шкуна, шкуны, ж. (гол. schoener) (мор.). Парусное деревянное судно с двумя н более мачтами.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

шхуна

Ы, ж. Морское судно с косым" парусами. Двухмачтовая многомачтовая ш.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

шхуна

ж. Парусное деревянное судно с двумя и более мачтами.

Шхуна

шкуна (от англ. schooner), парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косое парусное вооружение . Ш. бывают транспортные, промысловые, спортивные и учебные. Водоизмещение Ш. ≈ от 100 до 5000 т. Большинство современных Ш. снабжены двигателями внутреннего сгорания, позволяющими им двигаться в штилевую погоду и на узких фарватерах (см. Парусно-моторное судно). Существуют особые виды Ш. ≈ шхуна-барк (баркентина), шхуна-бриг (бригантина).

Википедия

Шхуна

на перуанском соле, 1879

В конце XIX века конкуренция пароходов привела к необходимости сокращения команд судов. Благодаря простоте парусного вооружения и легкости управления именно шхуны смогли выстоять в этой борьбе. В основном строились двух- и трёхмачтовые шхуны, реже четырёх-, пяти- и шестимачтовые. А в 1902 году в городе Куинси, Массачусетс (США) на воду спустили единственную в мире семимачтовую шхуну « Томас У. Лоусон ». «Томас У. Лоусон» предназначался для перевозки угля. Каждая из семи стальных мачт высотой по 35 м весила 20 т. Их продолжением служили деревянные 17-метровые стеньги. Работу моряков облегчали различные механизмы, благодаря чему огромным парусником управляли всего 16 человек. Шхуна, не имевшая двигателя, была оснащена паровой рулевой машиной, паровыми лебёдками, электрической системой и даже телефонной сетью.

После Первой мировой войны, когда не хватало торговых судов, американцы, обладая превосходными лесами, построили много деревянных шхун самых разных размеров, имеющих от трёх до пяти мачт.

Примеры употребления слова шхуна в литературе.

Так ведь заведомо же ясно, что его словесный выстрел окажется холостым, их веру одной фразой не поколебать, и никуда ни дочь жреца, ни любой другой из адвентистов со шхуны не уйдет.

Афоня вспомнил, что Христиан, когда работал на шхуне , ни разу не взял отпуска во время промысла -- теперь это казалось Афоне странным.

Естественно, что по мере продвижения шхуны к югу колебания стрелки компаса уменьшались, зато температура воздуха и воды неуклонно поднималась, небо же оставалось неизменно безоблачным, а с севера тянуло умеренным ветерком.

Развернув стаксель и штормовой фок и загородив бизань, Джэм Уэст почти остановил шхуну , закачавшуюся на длинных высоких волнах.

Иеманжа, властительница пристаней, парусных шхун и всех этих жизней, зовется даже пятью именами, пятью певучими именами, что знакомы всем.

Но когда музыка наплывает с моря и разносится над фортом, над шхунами и челнами и говорит о любви, Гума забывает обо всем и отдается душою лишь этой прекрасной, убаюкивающей, плавной пеоне.

Соломин смертельно обидел старого зверобоя Егоршина, отказав ему в месте на шхуне : - Тебе восьмой десяток, куда ты лезешь?

Правда, если припай преградит нам путь и придется зазимовать во льдах припасы быстро подойдут к концу и нам придется приложить все силы, чтобы вернуться на Землю Халбрейн, где грузов, снятых со шхуны , хватило бы на долгие месяцы зимовки.

У нас же - шхуна , бот, тресковые елы, карбаса, ставные невода, твой засольный пункт, мой завод.

И дальше, где начиналась торговая часть города, стояли у причалов под погрузкой и разгрузкой суда: ледоколы, тральщики, веселые, с высокими мачтами шхуны , парусно-моторные боты, чистенькие каботажники и всегда готовые для кантовки буксиры.

Дул сильный шквалистый пассат, грохочущий прибой разбивался на крупной гальке пологого берега, и пятидесятитонная шхуна -- военный корабль, олицетворяющий достоинство и влияние Франции на этом каннибальском архипелаге, -- прыгала на волнах у своего причала под Тюремным Холмом.

Еще три турка, таких же грязных и живописных, как и их шхуна , валялись на корме рядом с кларнетистом и прихлопывали в ладоши в такт мелодии.

Рядом кружили чайки и козодои, над головой высматривали добычу стервятники, внизу - то там, то здесь проплывали рыбачьи шхуны .

После посещения ледовой шхуны Конрад Арфлейн стал еще более нетерпимым в своем ожидании.

Из Николаевска отплыли на частной шхуне сахалинского негоцианта Бирича, бывшего уголовника, который, угодив на Сахалин, стал майданщиком, нажил тысячи, теперь проживал барином, владея на Сахалине домами и целой флотилией шхун.