Все о тюнинге авто

Перечень негабаритных (опасных) мест и служебных проходов. Положение об организации работы в опасных местах электроустановок Перечень узких и опасных мест

10.1. Перечень негабаритных и опасных мест (ворота, рампы и стены складов, опоры козловых и мостовых кранов, опоры контактной сети, осветительных установок и другие станционные обустройства), находящихся на территории эксплуатационного депо указан в настоящей Инструкции (приложение № 5).

10.2. Порядок проследования негабаритных мест.

Все негабаритные места должны иметь отличительную окраску из желто – черных полос под углом 45˚. При подъезде к негабаритному месту машинист локомотива обязан подать оповестительный звуковой сигнал, убедиться в свободности пути и отсутствии людей, проследовать негабаритное (опасное) место с особой бдительностью, скорость проследования негабаритных (опасных) мест должна быть не более 3 км/ч. При проследовании негабаритных (опасных) мест помощник машиниста, составитель поездов при нахождении на подножке подвижного состава, не доезжая негабаритного (опасного) места должен подать команду машинисту на остановку, спуститься с подвижного состава и пройти негабаритное (опасное) место пешком, с безопасного расстояния подать сигнал машинисту на движение локомотива. После проследования негабаритного (опасного) места подать сигнал машинисту на остановку локомотива и осуществить посадку на подвижной состав.

10.3. При проследовании негабаритного (опасного) места одиночным локомотивом запрещается высовываться из боковых окон кабины машиниста за пределы паравана (эркера), находиться на лестницах и подножках, и других наружных частях локомотива.

10.4. Схемы служебных проходов указаны схеме деповских путей в приложении № 1.

Охрана труда

11.1.Все работники, занятые в маневровой работе на путях эксплуатационных локомотивных депо при выполнении своих должностных обязанностей должны соблюдать все нормы и требования охраны труда, руководствоваться «Инструкцией по охране труда для локомотивных бригад ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД»
от 27 декабря 2012 г. № 2707р, «Правилами по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2753р, «Инструкцией по охране труда при экипировке локомотивов ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29 декабря 2012 г. № 2757р, «Инструкцией по охране труда машинистов локомотивов, работающих без помощников машинистов при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 27 октября 2014 г. № 2517р, а также настоящей Инструкцией.



11.2.При нахождении на железнодорожных путях эксплуатационного депо, локомотивная бригада должны соблюдать следующие требования безопасности:

Находиться в сигнальном жилете со светоотражающими полосами и надписью с наименованием принадлежности к хозяйству и структурному подразделению;

Выполнять требования показаний светофоров, видимые и звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

Проходить к месту работы и обратно по установленным маршрутам служебного прохода, обозначенным указателями «Служебный проход»;

Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостикам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом, перешагивая через рельс, не наступая на концы шпал предварительно убедившись в том, что в этом месте с обеих сторон нет приближающегося подвижного состава;

Обходить группы вагонов (локомотивов), стоящих на железнодорожном пути, следует на расстоянии, не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

Проходить между расцепленными вагонами (локомотивами) допускается посередине, если расстояние между автосцепками не менее 10 м;

При приближении подвижного состава необходимо обращать внимание на открытые двери, борта вагонов, предметы, выступающие за габарит подвижного состава;

При выходе из помещения на территорию эксплуатационного депо в условиях плохой видимости, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте, сознательно переключив свое внимание на обеспечение безопасности своих передвижений;

В ночное время, для подачи ручных сигналов обязательно пользоваться ручным фонарем;

11.3.При нахождении на железнодорожных путях эксплуатационного депо запрещается:

Проходить внутри колеи;



Переходить или перебегать железнодорожные пути при обнаружении (визуальном или звуковом) движущегося подвижного состава, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска состава;

Сходить с локомотивов во время движения;

Находиться на подножках, лестницах и других наружных частях локомотивов при их движении;

Перемещаться под стоящим на железнодорожных путях подвижным составом, через автосцепки или под ними;

Становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

Переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком в желоба на стрелочном переводе;

Располагаться в негабаритном месте при пропуске подвижного состава;

Прыгать с локомотива или с переходной площадки вагона;

Пользоваться мобильной сотовой связью, аудио и видео - плеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

При использовании переносных радиостанций для связи помощника машиниста с машинистом, находящимся на локомотиве, запрещено находиться в колее железнодорожного пути и в негабарите к смежному пути.

11.4. Очистку стрелочных переводов от снега на путях эксплуатационного депо необходимо производить в перерыве между производством маневровых работ. При очистке стрелочных переводов, оборудованных электрической централизацией, заходить внутрь колеи запрещено, а в случае обдувки стрелочных переводов сжатым воздухом необходимо присутствие второго работника в качестве сигналиста.

При очистке стрелочных переводов от снега работник обязан производить работу в защитных очках, внутри колеи должен быть установлен ручной фонарь с красным огнем ночью, днем красный щит.

11.5.Во время движения локомотива запрещается высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркал заднего вида и поворотного предохранительного щитка, паравана (эркера).

11.6. Работнику локомотивной бригады, производящему маневровые передвижения, заходить в пространство между подвижным составом можно только после полной остановки подвижного состава.

Запрещается машинисту локомотива приводить подвижной состав в движение при отсутствии помощника машиниста в кабине локомотива, а также до полного убеждения в отсутствии людей в пространстве между подвижным составом.

11.7.При отсутствии визуального контроля с лицами, участвующими в маневровых передвижениях, а также при отсутствии радиосвязи, машинист локомотива обязан немедленно остановиться и выяснить их местонахождение.

11.8. Работники локомотивных бригад обязаны извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния здоровья, в том числе при проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления), а также о возникновении ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.

11.9.В случае получения травмы или ухудшения состояния здоровья одного из работников локомотивной бригады другой работник обязан прекратить маневровые передвижения, оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся дежурному по эксплуатационному депо, дежурному по станции (при необходимости).

11.10. К работе допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, сдавшие квалификационные экзамены, а также прошедшие инструктажи, стажировку, проверку знаний по охране труда, правил пожарной безопасности, проверку знаний норм и правил работы в электроустановках в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.

11.11. В процессе работы работник должен проходить обязательные периодические медицинские осмотры, в установленном порядке инструктажи и обучение по охране труда, пожарно – техническому минимуму, оказанию первой помощи пострадавшим, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной безопасности, норм и правил работы в электроустановках и дублирование.

11.12. Работник должен знать в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям:

Конструкцию и назначение устройств локомотивов;

Воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

Правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов, негабаритные места в зоне выполнения работ; безопасные приёмы выполнения работ;

Способы оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве;

Место хранения аптечки первой помощи;

Места расположения первичных средств пожаротушения и сигналы оповещения при пожаре;

Требования производственной санитарии, электробезопасности, пожарной безопасности;

Химические факторы, воздействующие на организм человека через дыхательные пути, пищеварительную систему и кожный покров;

Физические перегрузки;

11.13. Работнику запрещается:

Приступать к выполнению работы, не пройдя в установленном порядке инструктажи по охране труда и очередную проверку знаний – требований охраны труда;

Приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от непосредственного руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

Приступать к выполнению работы без средств индивидуальной защиты, применение которых оговорено соответствующей инструкцией, правилами и другой нормативно-технической документацией, а также пользоваться неисправными индивидуальными средствами защиты или с истекшим сроком их испытаний;

Находиться в местах, отмеченных знаком безопасности «Осторожно! Негабаритное место!» во время маневров подвижного состава;

Подниматься и выходить на крышу локомотива, находящегося под контактным проводом или проводами воздушной линии электропередачи и при наличии напряжения в контактной сети экипировочной позиции;

Производить какие-либо работы по экипировке подвижного состава во время производства маневров;

Заходить за защитные ограждения электрооборудования;

Прикасаться к оборванным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

Прикасаться к проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи и находящимся на них посторонним предметам, независимо

от того, касаются они или не касаются земли, заземленных конструкций.

Находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

Работать вблизи вращающихся частей оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками;

Снимать без необходимости ограждения и защитные кожухи механических и токоведущих частей оборудования;

Заходить за ограждения опасных мест;

Использовать мобильные телефоны, плейеры, наушники и другие устройства, отвлекающие внимание, при выполнении своих трудовых обязанностей на рабочих местах, кроме специально отведенных мест для отдыха.

11.14. Требования охраны труда во время работы.

11.14.1. После постановки на ремонтную позицию подвижной состав должен быть заторможен ручным тормозом, под его колесные пары (с внутренней стороны двухосной тележки или с двух сторон колеса средней колесной пары трехосной тележки) подложены тормозные башмаки.

11.14.2. Перед проворотом коленчатого вала или запуском дизеля машинист обязан проверить отсутствие работников в дизельном помещении, подать звуковой сигнал (свистком – один короткий), и предупредить голосом работников локомотивных бригад, экипировщиков и другой обслуживающий персонал: «Внимание! Произвожу проворот дизеля!» или «Внимание! Произвожу запуск дизеля!».

11.14.3. Вентили и краны запрещается открывать и закрывать ударами молотка.

11.14.4. При приемке тепловозов проверить наличие и исправность средств пожаротушения.

11.14.6. Заправку и слив охлаждающей воды из системы охлаждения дизелей тепловозов работник должен производить при помощи исправных трубопроводов, шлангов и других приспособлений, исключающих пролив воды.

11.14.7. Запрещается выдача охлаждающей воды и её компонентов для других целей кроме заправки систем охлаждения дизелей тепловозов.

2.5.1. К опасным местам на контактной сети следует относить:

· врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования;

  • места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций;
  • опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м;
  • общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м;
  • опоры, где расположены 2 и более разъединителей, разрядников;
  • прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами;
  • места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин;
  • места расположения электрорепеллентной (отпугивающей птиц) защиты;
  • опоры с роговым разрядником, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к другому пути.

2.5.2. К опасным местам на ВЛ следует относить:

· опоры с совместной подвеской проводов ВЛ 6,10 кВ и до 1000 В при расстоянии между ними менее 2 м;

  • участки ВЛ в пролете пересечения двух линий, если пересечение выполнено с отступлением от требований правил устройства электроустановок;
  • опоры, на которых установлены 2 и более разъединителей, 2 и более кабельные муфты различных присоединений;
  • опоры, на которых крепятся провода пересекающихся линий напряжением до 1000 В различных присоединений;
  • участки линий освещения пешеходных мостов, расположенные над контактной сетью, и линии освещения пассажирских платформ на тросовой подвеске, закрепленной на нижних фиксирующих тросах поперечин;
  • деревянные опоры с загниванием более допустимого, согласно инструкции по техническому обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения СЦБ.

2.5.3. В зависимости от местных условий, по решению руководства ЭЧ, в пределах районов контактной сети могут устанавливаться и другие опасные места.

2.5.4. Опасные места должны определяться комиссией, возглавляемой заместителем начальника ЭЧ, ведающего эксплуатацией контактной сети, в составе инженера по охране труда или инженера по контактной сети, начальника (старшего электромеханика) ЭЧК. Результаты обследования электроустановок оформляются актом, в котором указываются причины опасности. Ограждение каждого опасного места должно производиться предупреждающим знаком "Внимание! Опасное место", согласно положению о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.



2.5.5. Перечень опасных мест и их карточки (приложение 6 к настоящим Правилам) должны утверждаться руководством ЭЧ и находиться у энергодиспетчера и в ЭЧК. Вместо карточек энергодиспетчеру может быть выдан перечень опасных мест с указанием в нем мер безопасности при выполнении работ в каждом месте. Перечень опасных мест с мерами безопасности должен быть вывешен в уголке по технике безопасности ЭЧК.

2.5.6. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, обеспечивающая безопасные условия производства работ без принятия дополнительных мер безопасности.

На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявлению опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции электроснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда, а карточки производства работ в этих местах вручают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят следующие (рис. 12.5).

  • 1. Врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышево- го оборудования и т.п. (рис. 12.5, а).
  • 2. Места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций (рис. 12.5, г).
  • 3. Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 12.5, ж).
  • 4. Общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 12.5, ё).
  • 5. Опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник (рис. 12.5, в).
  • 6. Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами (рис. 12.5, б).
  • 7. Места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 12.5, д).

Рис. 12.5. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей: а - врезные и секционные изоляторы, отделяющие часто отключаемые и заземляемые пути погрузки-выгрузки, осмотра крышевого оборудования и т.п.; б - прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на расстоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников с другими потенциалами; в - опоры, где расположены два и более разъединителя, разрядника, разъединитель и разрядник; г - места сближения на расстояние менее 0,8 м консолей или фиксаторов различных секций перегонов и станций; д - места прохода питающих фидеров, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин; е - общие стойки фиксаторов различных секций двухпутных консолей перегонов и станций, где расстояние между фиксаторами менее 0,8 м; ж - опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места работы на которых до токоведущих частей менее 0,8 м; з - места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц; и - опоры с роговыми разрядниками

  • 8. Места расположения электрорепеллентной защиты на ригелях контактной сети переменного тока для предупреждения гнездования птиц. Длина антенны должна быть 180-190 м, расстояние до проводов контактной подвески не менее 2,5 м, кроме того, для защиты изоляторов от птиц должны применять специальные конструкции с двух сторон от изолятора (рис. 12.5, з).
  • 9. Опоры с роговыми разрядниками, на которых смонтирована подвеска одного из путей, а шлейф разрядника подключен к контактной сети другого пути или фидера. Роговые разрядники, смонтированные на жесткой поперечине, кроме роговых разрядников, шлейфы которых подключены к ближайшим от опоры путям (рис. 12.5, и).

Примечания.

Перечень опасных мест может быть дополнен руководством дистанции электроснабжения, исходя из местных условий.

Наряд на выполнение работы в опасном месте должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда должен быть проставлен номер технологической карты.

На контактной сети опасные места обозначают предупреждающими знаками-указателями (красная стрела) и плакатами «Внимание! Опасное место».

Контрольные вопросы

  • 1. Как заземляют контактную сеть для производства работ?
  • 2. Какие имеются группы по электробезопасности?
  • 3. Каковы условия выполнения работ на контактной сети и в чем их сущность?
  • 4. Какие устройства на контактной сети относятся к опасным местам?
  • 5. Что такое наведенное напряжение?
  • 6. Как осуществляется контроль за соблюдением правил безопасности?
  • 7. Каков порядок работы с изолирующих съемных вышек и рабочих площадок автомотрис и дрезин?
  • 8. Кто имеет право выдавать распоряжения, наряд-допуск?
  • 9. Кто является ответственным за безопасное производство работ?
  • 10. Какая обязанность у наблюдающего?
  • 11. Какая обязанность у производителя работ?
  • 12. Как производятся комбинированные работы?
  • 13. Какие имеются организационные и технические мероприятия?
I. Область применения

1.1. Настоящее Положение устанавливает общие правила организации работы в опасных местах электроустановок и распространяется на все электроустановки, находящиеся на балансе структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» (далее – ЦДИ), не относящиеся к электроустановкам хозяйства электрификации и электроснабжения.
1.2. Положение разработано на основе технического указания «Об определении опасных мест на контактной сети, тяговых и понизительных подстанциях, постах секционирования, пунктах параллельного соединения и линиях электропередачи», подписанного начальником Департамента электрификации и электроснабжения 26.09.2005 № О-04/05, «Правил электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей», утвержденных ОАО «РЖД» 03.07.2008 № 12176 (далее – Правила № 12176), «Межотраслевых Правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок», утвержденных постановлением Минздравсоцразвития России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163 (далее – ПОТ РМ-016-2001); Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее – ПТЭЭП).

II. Общие положения

2.1. Порядок обеспечения безопасности работников при выполнении работ в электроустановках до и выше 1000 В регламентируется соответствующими правилами и инструкциями, положениями, должностными обязанностями по соблюдению мер безопасности при производстве работ.
2.2. Своевременное выявление опасных мест направлено на снижение рисков и предупреждение случаев производственного электротравматизма.
2.3. Работники, обслуживающие электроустановки до и выше 1000 В, должны соблюдать меры безопасности при выполнении работ в опасных местах.
2.4. Примерный Перечень опасных мест в электроустановках до и выше 1000 В в структурных подразделениях ЦДИ, кроме электроустановок хозяйства электрификации и электроснабжения, представлен в Приложении № 1 к настоящему Положению.
2.5. Форма карты технологического процесса подготовки работы в опасном месте (далее – карта) представлена в Приложении № 2 к настоящему Положению.
2.6. Форма перечня опасных мест представлена в Приложении № 3 к настоящему Положению.

III. Термины и определения

В настоящем Положении применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1. Источник электрической энергии – электротехническое изделие (устройство), преобразующее различные виды энергии в электрическую энергию (в соответствии с ПТЭЭП).
3.2. Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определённой территории (в соответствии с ПТЭЭП).
3.3. Электрооборудование – совокупность электрических устройств, объединенных общими признаками. Признаками объединения в зависимости от задач могут быть: назначение, например, технологическое; условия применения, например, в тропиках; принадлежность к объекту, например, станку, цеху (в соответствии с ПТЭЭП).
3.4. Электроустановка – совокупность машин, аппаратов, линий и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид (в соответствии с ПТЭЭП).
3.5. Электроустановка действующая – электроустановка или ее часть, которая находится под напряжением, либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов (в соответствии с ПТЭЭП).
3.6. Допуск к работам – проверка достаточности принятых мер, обеспечивающих безопасность производства работ, а также соответствия состава бригады и квалификации, включенных в наряд (распоряжение) лиц, инструктаж допускающим членов бригады (в соответствии со Стандартом «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Электрическая безопасность. Общие положения» СТО РЖД 15.013-2011, утвержденным распоряжением ОАО «РЖД» от 13.09.2011 № 2003р (далее – СТО РЖД 15.013-2011)).
3.7. Инструктаж целевой – указания по безопасному выполнению конкретной работы в электроустановке, охватывающие категорию работников, определенных нарядом или распоряжением, от выдавшего наряд, отдавшего распоряжение до члена бригады или исполнителя (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.8. Знак безопасности – цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения человека о непосредственной или возможной опасности запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов (в соответствии с «Инструкцией по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках», утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 261).
3.9. Распоряжение – это задание на производство работы, определяющее ее содержание, место, время, меры безопасности (если они требуются) и работников, которым поручено её выполнение с указанием группы по электробезопасности (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.10. Наряд-допуск (далее – наряд) – задание на производство работы, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, время ее начала и окончания, условия безопасного проведения, состав бригады и работников, ответственных за безопасное выполнение работы (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.11. Опасное место – присоединение или электроустановка, при техническом обслуживании которой для обеспечения безопасности персонала должны быть выполнены дополнительные меры (в соответствии с «Инструкцией по безопасности при эксплуатации электроустановок тяговых подстанций и районов электроснабжения железных дорог ОАО «РЖД», утвержденной ОАО «РЖД» 17.03.2008 № 4054).
Если после проведения аварийно-восстановительных или других работ подготовка места работы требует повышенного внимания и выполнения дополнительных мер безопасности, то необходимо оформить акт обследования опасного места (далее – акт).
3.12. Ответственный за электрохозяйство – работник из числа административно-технического персонала, на которого возложены обязанности по организации безопасного обслуживания электроустановок в соответствии с действующими правилами и нормативно-техническими документами (согласно ПОТ РМ-016-2001).
3.13. Персонал электротехнический – административно-технический, оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный персонал, организующий и осуществляющий монтаж, наладку, техническое обслуживание, ремонт, управление режимом работы электроустановок (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.14. Производственное подразделение – составляющая часть структурного подразделения (в соответствии с СТО РЖД 15.013-2011).
3.15. Работа со снятием напряжения – работа, когда с токоведущих частей электроустановки, на которой будут проводиться работы, отключением коммутационных аппаратов, отсоединением шин, кабелей, проводов снято напряжение и приняты меры, препятствующие подаче напряжения на токоведущие части к месту работы (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).
3.16. Коммутационный аппарат – электрический аппарат, предназначенный для коммутации электрической цепи и снятия напряжения с части электроустановки (выключатель, выключатель нагрузки, отделитель, разъединитель, автомат, рубильник, пакетный выключатель, предохранитель и т.п.) (в соответствии с ПОТ РМ-016-2001).

IV. Порядок выявления опасных мест

4.1. Выявление опасных мест проводится комиссионно с оформлением локального распорядительного документа (приказа, распоряжения). Комиссия по выявлению опасных мест назначается распоряжением (приказом) руководителя структурного подразделения. В состав комиссии входят: ответственный за электрохозяйство структурного подразделения, начальник производственного (участка, цеха) подразделения, специалист по охране труда структурного подразделения, представитель производственно-технического (эксплуатационного) отдела (инженер, технолог).
Обследованию на предмет выявления опасных мест подлежат электроустановки до и выше 1000 В. При необходимости в составе комиссии по согласованию сторон могут принимать участие специалисты дистанций электроснабжения, в целях оказания методической помощи (в части выявления опасных мест) структурным подразделениям дирекций инфраструктуры: дистанциям сигнализации, централизации и блокировки; пути; инженерных сооружений; эксплуатационным вагонным депо; Центрам диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; службам механизации и их структурным подразделениям.
Результаты обследования оформляются актом, который составляется вне зависимости от результатов обследования электроустановки и подписывается всеми членами комиссии.
4.2. В акте отражается факт проведения обследования вне зависимости от выявленных результатов (наличия или отсутствия опасного места), указываются объекты обследования, где находится опасное место, его границы (для дистанций сигнализации, централизации и блокировки; пути; инженерных сооружений; эксплуатационных вагонных депо; Центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры; служб механизации и их структурных подразделений – перегон, станция, номер опоры, наименование электроустановки, устройства, номер ячейки или иное конкретное место производства работ) и причина, по которой место отнесено к опасным.
4.3. Акты хранятся у специалистов по охране труда, копии – у руководителей производственных подразделений, инженеров (технологов) производственно-технических (эксплуатационных) отделов для планирования работы по ликвидации опасных мест, связанной с капитальными вложениями. Перечень мест хранения указанных документов может быть расширен и определён приказом (распоряжением) по структурному подразделению.
4.4. Комиссионный осмотр электроустановок проводится не реже одного раза в 2 года.
Если после проведения аварийно-восстановительных или других работ подготовка места работы требует повышенного внимания и необходимости разработки и принятия дополнительных мер безопасности, такое место работы оформляется в недельный срок актом как опасное место по представлению начальника производственного подразделения в соответствии с требованиями пункта 4.1 настоящего Положения.
4.5. На основании акта обследования в двухнедельный срок ответственным за электрохозяйство совместно с руководителем производственного подразделения составляются технологические карты на работы в местах повышенной опасности за подписью членов комиссии (Приложение № 2).
На опоры с загниванием выше допустимых показателей разрешается составлять одну карту, но на схемах такие места должны быть обозначены на каждом перегоне, станции.
Карты утверждаются начальником структурного подразделения.
Карты пересматриваются ежегодно, переутверждаются один раз в три года.
4.6. На основании актов и карт инженером (технологом) производственно-технического (эксплуатационного) отдела разрабатываются сводные перечни опасных мест (далее – перечни) по установленной форме (Приложение № 3).
В графе «Меры безопасности; переключения, которые необходимо выполнить» указываются объекты, присоединения и коммутационные аппараты, которые должны быть отключены при подготовке места работы, количество переносных заземлений и другие меры безопасности.
Перечни подписывает ответственный за электрохозяйство, утверждает начальник структурного подразделения.
Перечни хранятся у ответственного за электрохозяйство, инженера по охране труда, диспетчеров (при наличии в штате структурного подразделения), лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений, инженера (технолога) технического (эксплуатационного) отдела, в производственных подразделениях структурного подразделения.
У диспетчера структурного подразделения (при наличии в штате предприятия) и лица, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, перечни хранятся в отдельной папке.
4.7. Перечни размещаются в уголках по охране труда, корректируются и переутверждаются до 1 января следующего года.
4.8. Руководители структурных и производственных подразделений обязаны обеспечить изучение перечней персоналом, обслуживающим электроустановки. Знание причастным персоналом перечней и карт проверяется при периодических проверках знаний норм и правил работы в электроустановках.
4.9. Подготовка локального распорядительного документа (приказа, распоряжения) о создании комиссии по выявлению опасных мест возлагается на ответственного за электрохозяйство.
4.10. Ответственному за электрохозяйство структурного подразделения установлена ответственность за:
полноту охвата электроустановок производственных подразделений комиссиями по выявлению опасных мест;
составление необходимой документации;
оформление нарядов-допусков в опасных местах в соответствии с требованиями настоящего Положения;
наличие у инженера (технолога) производственно-технического (эксплуатационного) отдела, диспетчера (при наличии в штате структурного подразделения) и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений, необходимой документации.
V. Обозначение опасных мест

5.1. Согласно ОСТ 32.4-76 в электроустановках, на линиях опасные места должны быть обозначены плакатами «Внимание! Опасное место».
5.2. На однолинейных схемах электроснабжения (далее – схемы) наличие каждого опасного места отмечается знаком (красной стрелой или красным треугольником). Схемы с нанесенными на них обозначениями опасных мест (образец приведен в Приложении № 4) хранятся в производственном подразделении, у ответственного за электрохозяйство, диспетчера (при наличии в штате структурного подразделения) и лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков, распоряжений.

VI. Выполнение работ в опасных местах

6.1. Производство работ в опасных местах выполняется с оформлением наряда на производство работ.
6.2. Наряд на выполнение работы в опасном месте обязательно должен иметь отличие: красную полосу по диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла шириной не менее 3 мм. Полоса наносится лицом, выдающим наряд при его выписке. Такая же полоса должна быть и на карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. В правом верхнем углу наряда проставляется номер карты.
6.3. Выдающий наряд, обнаружив на схеме в границе работы знак опасного места, должен при определении мер безопасности руководствоваться картой технологического процесса подготовки работы в опасном месте.
6.4. При выдаче наряда на производство работы в опасном месте выдающий наряд должен провести производителю работ и членам бригады инструктаж по особенностям предстоящей работы, порядку ее выполнения, мерам безопасности, отраженным в карте технологического процесса подготовки работы в опасном месте. Факт проведения инструктажа по наряду и карте на выполнение работы в опасном месте фиксируется в наряде и в журнале учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям (с заполнением всех граф), форма которого приведена в приложении № 5 к настоящему Положению.
Технологическая карта на производство работ в опасном месте выдаётся производителю работ в обязательном порядке.

VII. Ликвидация опасных мест

7.1. По результатам выявления опасных мест в электроустановках ответственный за электрохозяйство структурного подразделения совместно с инженером (технологом) производственно-технического (эксплуатационного) отдела разрабатывают предложения для включения в план ликвидации опасных мест по пятилетнему циклу с разбивкой по цехам и срокам выполнения. Позиции плана в дальнейшем должны быть включены в соответствующие программы ремонта с указанием стоимости работы и предполагаемого источника финансирования. Сводный план по ликвидации опасных мест по структурному подразделению обобщается начальником технического (эксплуатационного) отдела, согласовывается ответственным за электрохозяйство структурного подразделения и утверждается начальником структурного подразделения. Утвержденный сводный план хранится у ответственного за электрохозяйство. Копия утвержденного сводного плана устранения опасных мест с указанием цехов и сроков устранения передается специалисту по охране труда структурного подразделения для контроля за устранением опасных мест. На основании утвержденного плана ликвидации опасных мест, программ ремонта электрооборудования ответственный за электрохозяйство совместно с руководителем производственного подразделения и инженером (технологом) технического (эксплуатационного) отдела включают устранение опасных мест в годовой график планово-предупредительного ремонта структурного подразделения с помесячным планированием.
7.2. Опасное место может быть исключено из перечня, если будет выполнена необходимая техническая реконструкция электроустановки, которая обеспечит безопасные условия производства работ, не требующих дополнительных мер безопасности.
7.3. Ликвидация опасного места должна быть оформлена актом комиссии в составе, указанном в пункте 4.1 настоящего Положения, и утверждена руководителем структурного подразделения с последующим оформлением организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения) по структурному подразделению.

Заместитель начальника дирекции по
технической политике и развитию Н.Н.Балуев

Начальник службы охраны труда,
промышленной безопасности и экологии А.В.Морковников

На дистанциях электроснабжения проводят работу по выявле­нию опасных мест контактной сети. Перечни и фотографии этих мест с указанием необходимых мер, обеспечивающих безопасное выполнение работ, утвержденные руководством дистанции элект­роснабжения, находятся у энергодиспетчера и в районе контактной сети, где вывешиваются в помещениях дежурных пунктов, в уголке по охране труда. Карточки производства работ в этих местах вру­чают руководителю работ вместе с нарядом-допуском на работу.

К опасным местам на контактной сети относят:

Врезные и секционные изоляторы, отделяющие погрузочно-разгрузочные пути, пути осмотра крышевого оборудования и т.д. (рис. 11.2, а);

Прошивающие контактную подвеску и проходящие над ней на рас­стоянии менее 0,8 м шлейфы разъединителей и разрядников или ОПН другой секции контактной сети с другими потенциалами (рис. 11.2, б);

Опоры, где расположены два и более разъединителей, разряд­ников или анкеровок различных секций (рис. 11.2, в);

Места сближения консолей или фиксаторов различных секций на расстояние менее 0,8 м (рис. 11.2, г);

Места прохода питающих, отсасывающих и других проводов по тросам гибких поперечин (рис. 11.2, д);

Общие стойки фиксаторов различных секции контактной сети при расстоянии между фиксаторами менее 0,8 м (рис. 11.2, е);

Опоры с анкерными отходами контактной подвески различных секций и заземленные анкерные отходы, расстояние от места рабо­ты на которых до токоведущих частей менее 0,8 м (рис. 11.2, ж);

Места расположения электрорепеллентной защиты (рис. 11.2, з);

Опоры с роговым разрядником или ОПН, на которых смонти­рована подвеска одного пути, а шлейф подключен к другому пути или фидерной трассы (рис. 11.2, и).

Опасные места на контактной сети обозначают специальными предупреждающими знаками указателями (красная стрела или

Рис. 11.2. Опасные места на контактной сети и схемы расстановки знаков-указателей

плакат «Внимание! Опасное место», расстановка которых показа­на на рис. 11.2. Работы по обеспечению безопасности в таких мес­тах выполняются согласно «Карточки производства работ в опас­ном месте контактной сети».

Карточка производства работ в опасном месте на контактной сети (пример):

Наименование опасного места и его расположение Схема или фотография опасного места Меры, обеспечивающие безопасные условия руда
Секционные разъедини­тели Cl, C2 находятся на одной опоре, подключены к посту секционирования непосредственно и к кон­тактной сети через врезные изоляторы в шлейфах Станция_____________ Пост секционирования Рис. 11.3. Общий вид опасного места на кон­тактной сети с двумя сек­ционными разъединителями на одной опоре Для производства работ отключить секционные разъединители Cl, C2 и отсоединить шунты с врезных изоляторов разъединителей С1, С2. Установить заземляющие штанги на шлейфы с двух сторон на разъеди­нителях Cl, C2 и устано­вить шунты на разъеди­нителях С 1,С2. Производитель работ - группа V. Исполнители: при снятии шунта - группа V, при работе - IV