Все о тюнинге авто

Культурное наследие России: Каменноостровский дворец. Каменоостровский дворец

Каменноостровский дворец – один из старейших в Петербурге. Его строительство началось в 1776 году, когда царица Екатерина II распорядилась передать Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Имя автора проекта здания достоверно неизвестно: историки предполагают, что им был Ю. Фельтен.

В 1777-ом году Петербург подвергся страшному наводнению, и все работы пришлось временно прекратить. Завершал возведение здания архитектор Д. Кваренги.

Каменноостровский дворец – историко-архитектурный памятник в стиле классицизма, который использовался в качестве императорской летней резиденции. Дворец выполнен в П-образной форме. Над главным фасадом здания – портик, поддерживаемый шестью тосканскими колоннами. К входу ведет широкая лестница из гранита редкой породы. Перед парадным фасадом расположен красивый сад.

Со стороны Невы дворец украшен портиком с 8-ю колоннами. Все детали Каменноостровского дворца выполнены с невероятной четкостью.

В главном корпусе расположены несколько огромных, шикарно декорированных залов. Дворец пережил немало реконструкций, поэтому изначальные интерьеры не сохранились.

Дворцовый комплекс помимо основного здания включает Хозяйственный двор, Кухню, Инвалидный дом, Дровяной склад, садовый домик, гауптвахту, манеж и конюшню.

Владельцем Каменноостровского дворца был Павел I, но императору здание не нравилось, и он здесь практически не бывал. В 1797 году дворец передали экс-королю Польши Станиславу-Августу.

Статус резиденции русских императоров был возвращен комплексу во времена правления Александра I. В этот период к главному корпусу был пристроен жилой флигель с кабинетом царя.

В 1917 году во дворце размещался госпиталь и колония для беспризорных детей. В 60-е годы здание было отдано санаторию ВВС, который находился в Каменноостровском вплоть до 2008 года. В 2008-ом был принят проект реконструкции дворца и переоборудования его под губернаторскую резиденцию.

В 2015 году от планов по организации в Каменноостровском дворце резиденции отказались. В здание переехала Академия талантов Петербурга. К настоящему времени Академия обладает детской телестудией, выставочным залом, театральной и концертной площадками, лабораторией, научным центром и пр. Это – одно из ведущих государственных учреждений внешкольного образования.

Каменноостровский дворец является объектом культурного наследия России, архитектурным памятником мирового значения.

Цитата сообщения Всемирное наследие ЮНЕСКО: тайны Каменноостровского дворца

Каменностро́вский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.В настоящее время дворец на реставрации.

Расположение: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.


Ю.М. Фельтен.
Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.


На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.



Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной


Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Vincenzo_Brenna.
Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце



Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.


В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, в 1797 году Павел I предоставил Каменный остров привезенному в Петербург последнему польскому королю Станиславу-Августу Понятовскому


Stanisław_August_Poniatowski
. Для летнего пребывания низложенного короля Каменноостровский дворец был обновлен; ведение этих работ вновь поручено В. Бренна, о котором в дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.







В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства. Каменноостровский дворец стал одним из любимых мест пребывания Александра I. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.



В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.




Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.


V.P._Stasov
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.


С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.


Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.


Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.



Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.



Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге
На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.



Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.



В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.


Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.



Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.



Оранжерея.




Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж
Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала...


оторые расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.




Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове


Часовенка рядом с церковью - опять таки бывший разводной павильон моста Ушаковского моста.


В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.


Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.


Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.
Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.



Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.
Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.
Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…
Фото интерьеров-Rublev11

Многие туристы считают, что центром искусства выступает исключительно Западная Европа. Но конкуренцию ей может составить Петроград, который жители и гости города ласково и сокращенно называют СПб. Каменноостровский дворец - это образец классицизма, что, несмотря на значительные изменения и реставрации, не потерял духа XVIII века.

Элитный район

Северная столица имеет свою аналогию подмосковной Рублевки, которая может похвастаться богатыми и известными жителями. Ее общая площадь составляет 10,6 км². Находится в дельте главной реки Питера и омывается речками Крестовка, Большой и Малой Невкой. Сейчас Каменный остров - это центр дорогие резиденции влиятельных персон.

Но еще триста лет назад эти земли были дикими окраинами города. Если бы не определенные исторические события и интриги царского двора, возможно, Россия сейчас не гордилась бы такими архитектурными чудесами, как Каменноостровский дворец, особняк Фолленвейдера и прочие.

История участка началась сразу после закладки первого сооружения Северной столицы - Петропавловской крепости - 16 мая 1703 года.

Замысел великого императора

С названием этой земли связано две интересные легенды. По первой версии, на островке лежал огромный валун, который нависал над участком, как скала. Второй миф рассказывает: эта территория названа в честь великого императора-реформатора. Ведь с греческого petros, от которого происходит имя Петр, переводится как «камень».

Император имел большие планы на побережье Финского залива. Для того чтобы закрепить на завоеванных шведских землях статус российских, он дарил большие участки своим верным подданным.

Так, первым владельцем Каменного острова посчастливилось стать графу Гавриилу Головкину. Именно ему, дипломату и другу, император в 1709 году подарил этот участок. Стоит отметить, что именно на вершине, где построился этот человек, сегодня стоит Каменноостровский дворец.

Фундамент для резиденции

Источники свидетельствуют, что этот дипломат, несмотря на свои большие доходы, отличался чрезвычайной скупостью. Построить пышный особняк для него было делом фантастическим.

Но граф очень боялся, что император, который любил часто посещать подаренные им территории, приедет на остров и не увидит изменений к лучшему. Поэтому Головкин дал приказ соорудить дешевый дом из дерева, за которым высадили скромный сад. Далее рос густой болотистый лес. Опасения оправдались, и в 1715 году монарх посетил подаренные территории. Именно там через несколько лет появился Каменноостровский дворец, творение рук жены его внука Петра ІІІ.

После смерти первого императора граф удачно хитрил до собственной смерти 1734 года и оставался важной персоной при дворе, который пережил три переворота. Но его сын Михаил не смог выйти сухим из воды интриг и впал в немилость новой царицы - Елизаветы Петровны. Он с женой был отправлен в ссылку. Имущество и земли конфисковали.

Основоположник ансамбля

Островок императрица подарила своей двоюродной сестре - Анне Скавронской, которая вышла замуж за графа Алексея Бестужева-Рюмина и этим передала ему свое имущество. Он активно взялся за планировку территории, где сегодня стоит Каменноостровский дворец. Чтобы выкорчевать глухой лес и осушить болота, граф привез сотни украинских семей.

Позже был рассажен прекрасный сад во французском стиле. Граф стал инициатором создания прекрасного пышного ансамбля, на основе которого строили другие сооружения. Там часто устраивали громкие маскарадные балы, на которые приходила вся городская знать.

В 1758 году царица разжаловала и отослала Бестужева. Тем не менее конфискация не была произведена. Граф руководил своими имениями на расстоянии. Так, некоторое время через частные объявления Петербурга он сдавал свое поместье.

Бестужева вернула к власти Екатерина II. Она возобновила титул, но из-за его у него остров за 30000 рублей.

Старт работы

В 1765 году императрица подарила эту территорию своему сыну и наследнику Павлу І. Начались строительные работы, чтобы построить Каменноостровский дворец в Санкт-Петербурге, были приглашены лучшие мастера того времени со всех уголков страны. До сих пор точно не известно имя автора проекта. По одним данным им был Василий Баженов.

Руководил процессом Юрий Фельтен. После потопа 1777 года его сменил Джакомо Кваренги. Сам процесс строительства занял около десяти лет. Стоит заметить, что Павел І не отличался особым пристрастием к этой местности. Дело было в том, что Екатерина II подарила сыну Павловск и Гатчину в тот же период. Они и стали любимыми резиденциями правителя.

Корпуса были завершены в 1780 году. Тогда был проведен пышный бал в честь финиша работ, который посетила сама царица. Но только через два года полностью закончили работать с интерьером.

Любовное гнездышко монарха

Форма резиденции - растянутая буква «П». Стиль выдержан в строгом русском классицизме. В общем только 30 комнат имеет Каменноостровский дворец. Реставрация проводилась снаружи неоднократно, и каждый раз мастерам удавалось сохранить первоначальный вид здания. Но внутри стиль менялся часто.

Время расцвета пришлось на правление сына Павла I - Александра. В течение 25 лет это была главная резиденция императора. Привязанность монарха к этому месту объяснить очень легко. Напротив его имения, на другом берегу Малой Невки, находился особняк Марии Нарышкиной, фаворитки императора. Их роман длился 15 лет.

Когда государь переехал на остров, то закрыл все развлекательные заведения и трактиры. Он хотел тишины и покоя. На размышления его вдохновлял пышный сад, который дополнял ансамбль дома. К нему можно было выходить прямо с бального зала.

Мода времени

Очень быстро разрастался Каменноостровский дворец. Фото, на которых можно увидеть убранство и интерьер замка - работа разных поколений мастеров. Во времена были сооружены фасад здания и парадный двор, украшенный шестью колоннами в стиле тосканского ордера. Тогда же были установлены гранитные ступени.

В 1820 году начались кардинальные перестройки. Добавили кабинет для правителя Александра І, реконструировался сад. Стены были заново расписаны художником Джованни Батистой. Все изменения проводили в соответствии с веяниями моды.

Особой пышностью отличается Большой зал. Его главное назначение - балы и маскарады. Сегодня там стоят мраморные скульптуры, изображающие персонажей греческих мифов.

От царей до президентов

Многие исторические события увидели эти стены. Здесь был назначен командиром армии Михаил Кутузов. Также в этой резиденции император узнал о декабристах. Дворец стал центром живописи при княгине Елене Павловне. Проводились и музыкальные вечера, которые организовывал Рубинштейн. Частым гостем особняка был Александр Пушкин.

После революции в имении сделали госпиталь, затем колонию для несовершеннолетних, а впоследствии - санаторий для солдат-летчиков.

В 2008 году началась реконструкция. Сейчас недвижимость на этой территории стоит сумасшедших денег и считается наиболее элитной среди всех участков в Санкт-Петербурге.

Работники комплекса проводят интересные и познавательные экскурсии в Каменноостровский дворец. Адрес, по которому расположен ансамбль: Набережная реки Малой Невки, 1А.

Несколько корпусов должны были переделать под резиденцию губернатора, но власть поменяла решение. В сентябре этого года здесь планируют открыть Академию талантов. Это позволит свободно посещать архитектурное чудо всем желающим.

Каменноостровский дворец и парк при нем - один из городских топонимов, который, несмотря на непериферийное расположение, мало известен не только туристам, но и жителям-старожилам. Почти все специалисты-краеведы, опрошенные The Village, сказали, что пока не бывали там. Между тем попасть в парк с недавних пор возможно - для этого нужно иметь при себе паспорт.

Больше года назад во дворце на Каменном острове завершилась четырехлетняя реконструкция стоимостью 2,25 миллиарда рублей. До этого - с 1948 года - в здании XVIII века (некогда резиденции Павла I) располагался санаторий ВВС ЛенВО - вход простым смертным туда, как и при царях, был закрыт. В 2007 году главком ВВС Владимир Михайлов пытался отстоять дворец, однако в итоге здание передали в собственность Петербурга, а сам Михайлов по совпадению был отправлен в отставку. После реставрации здесь планировали открыть резиденцию бывшего губернатора Валентины Матвиенко, но новый градоначальник Георгий Полтавченко решил отдать дворец детям.

Фотографии

виктор юльев

Академия талантов - нынешний пользователь Каменноостровского дворца. Это своего рода альтернатива Аничкову дворцу - со студией визуальных искусств, мастерской «Магия науки» и прочими внешкольными занятиями. Обучение в Академии бесплатное (и, как нас заверили в администрации, вводить плату не планируется), финансируется учреждение полностью из бюджета города. Сейчас в постоянных коллективах занимаются 300 детей из 36 школ со всех районов Петербурга.

В январе 2016 года во дворце начали проводить экскурсии, а в мае открыли в ограниченном доступе парк. На входе охранники просят показать документ, удостоверяющий личность, и заносят данные в журнал.

В Академии талантов и в комитете по охране памятников, в ведении которого находится парк, по-разному объяснили меру с паспортами. Так, в администрации дворца ее связали с угрозой терроризма, а в КГИОП - с тем, что парку после реконструкции требуется щадящий режим. При этом Академия не планирует снимать паспортный контроль, а в комитете говорят, что период адаптации парка продлится два-три года.

Сам парк - со скамейками, дорожками и большой вазой в центре - уютный и безлюдный. Возможно, в будущем, если пользователь дворца сделает доступ в парк не таким бюрократизированным, исторически закрытая территория оживет и станет не менее приятной, чем облагороженные коммерческими структурами зеленые зоны: например, бизнес-парк «Полюстрово» от УК «Теорема» или сад Бенуа от ГК «Бестъ».

Из ответа администрации Академии талантов

На сегодняшний день парк открыт для горожан при наличии документов, удостоверяющих личность. Это связано с правилами безопасности и противодействием терроризму. Горожанам предлагается посетить парк в любой день с 9 до 18 часов. Ограничения действуют в сезон просушки в связи с тем, что территория подвергалась дополнительному дренированию, и почва должна осесть естественным путем. Пока изменений в режиме работы не планируется.

Не реже двух раз в месяц Академия талантов проводит экскурсионные программы «Приключения в Каменноостровском» (имеются в виду экскурсии по Каменноостровскому дворцу. - Прим. ред.) . Информация размещается на сайте . Записаться на экскурсию можно, позвонив администратору по телефону +7 (921) 988–14–97.

Академия талантов - нетиповое образовательное учреждение, поэтому задачу свою коллектив видит не в отборе, а в открытии талантов. Сверхзадачей Академия талантов ставит создание социального лифта для одаренных детей. На сегодняшний день заключен договор и ведется сотрудничество с Петровским колледжем, ведутся переговоры с Санкт-Петербургским институтом кино и телевидения и Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК).

Ксения Черепанова

начальник отдела по связям
с общественностью и работе
с гражданами КГИОП

В 2015 году завершились работы по реконструкции парка. В соответствии с рекомендациями КГИОП после проведения работ по реконструкции объекта необходимо введение щадящего режима эксплуатации. В частности, рекомендуется ограничить посещение парка, не проводить на его территории мероприятий, ведущих к увеличению рекреационных нагрузок и нарушению благоустройства. Также требуется проведение дополнительных агротехнических мероприятий и мероприятий по уходу за насаждениями. Период адаптации может продолжаться два-три года.

Объект культурного наследия федерального значения «Дворец Каменноостровский» включен в программу «Открытый город », предусматривающую проведение бесплатных экскурсий.

Александр Карпов

руководитель центра экспертиз ЭКОМ

Ограниченный режим доступа в даном случае, на мой взгляд, законен, поскольку парк Каменноостровского дворца - это не зеленые насаждения общего пользования. Данный вопрос регулируется Гражданским кодексом и 73-м Федеральным законом («Об объектах культурного наследия»). Первый наделяет собственника правами, а второй - ограничивает, обязывая предоставлять доступ к объектам культурного наследия. То есть Академия талантов выбрала способ не самый разумный, но и не противозаконный. Они также могут, например, ввести билеты.

Почему способ доступа в парк не самый разумный? Наличие паспорта – случайный признак, не связанный с задачей поддержания количества посетителей ниже определенного уровня. Точно так же могли бы по четным дням пускать только блондинов, а по нечетным - только брюнетов. Паспортные данные администрация дворца не имеет права ни проверять, ни хранить, поскольку это считается обработкой персональных данных.

Еще с довоенных времен Каменноостровский дворец использовался Министерством обороны, до 2007 года там был санаторий. Институт Петербурга, в котором я тогда работала, имел доступ на территорию дворца. Мы договаривались с начальством санатория и приходили туда с экскурсиями. Любовались во дворце росписями Антонио Скотти и другими остатками прежней роскоши, разгуливая в голубых бахилах (в здании находились кабинеты физиотерапии и прочие лечебные структуры). И дворец, и парк были в прекрасном состоянии. Во вновь отреставрированном здании я пока не была. Предполагаю, что там все сделано очень красиво, но боюсь, что отдает новоделом.

Дворец строили специально для тогда еще наследника Павла Петровича и его семьи. Украшали тем, что Павел Петрович привозил из заграничного путешествия. Не знаю, осталось ли во дворце что-то от музыкального кабинета. Елена Павловна, вдова великого князя Михаила Павловича, который владел этим дворцом после Павла Петровича, была видной меценаткой и в музыкальном салоне принимала великих людей, в том числе Антона Рубинштейна, основателя нашей консерватории.

Парк при дворце - историческая часть комплекса. Когда-то он принадлежал другому дворцу, стоявшему на месте нынешнего, - великого канцлера Бестужева-Рюмина. И в ту пору этот парк был устроен как регулярный, в голландском стиле. Но со времен Екатерины II растения не подстригаются, парк становится пейзажным.

Любопытным в этом парке являются неизвестно куда глядящие ворота - сбоку от дворца на берегу Большой Невки. Когда-то транспорт ездил непосредственно мимо дворца, на ту сторону, в Строгановский сад. И напротив этих ворот находился наплавной мост. Ворота остались с тех времен, когда отсюда перевозили либо во время ледостава, либо по мосту.

Центральная аллея парка вела к алтарной части удивительной церкви на Каменном острове - она ровесница и дворца, и инвалидного дома, который реконструирован под спортивный зал. Церковь построил Юрий Матвеевич Фельтен примерно в 1778 году. Она - изюминка Каменного острова и дворцового ансамбля. Это была любимая церковь Павла I, он там, говорят, даже на клиросе пел.

С-Пб, наб. Малой Невки, дом 1
Каменнноостровский дворец.
"Академия талантов", открыта в декабре 2015 г.

http://academtalant.ru/
Экскурсия 23.01.2016.
(на фото вензель МР одного из владельцев - великого князя Михаила Романова).

Загадочный дворец на стрелке Каменного острова знаком далеко не всем горожанам, не говоря уж о туристах. Много лет дворец и парк на стрелке Каменного острова оставались недоступной зоной и наблюдать за происходящими изменениями можно было только с протиположных берегов.
До 2007 года в дворцовых интерьерах располагался военный санаторий. После закрытия санатория было решено превратить дворец в Каменноостровскую резиденцию губернатора. Началась серьезная реставрация. Но случилось чудо - в 2014 году губернатор Георгий Полтавченко решил передать это здание детям и назвать это благословенное место "Академией талантов", которая распахнула двери в конце 2015 года. Мне посчастливилось попасть практически на первую экскурсию по залам дворца.
Расскажу всё по-порядку.

Историческая справка:
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу . Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Но одновременно Екатерина II отдала Павлу земли в Павловске и Гатчине и резиденция на Каменном острове не была притягательным местом для Павла.
После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов. 1 сентября 1825 года он покинул Петербург навсегда, смерть вскоре настигла его в Таганроге. Дворец можно назвать последним петербургским пристанищем императора.
После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна .
Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение вплоть до революции.

Вход на территорию дворцово-паркового ансамбля со стороны Малой Невки, через проходную (по предварительной записи, по паспорту).
Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями.




Фасад, выходящий на Малую Невку.


Отдельно стоящие на берегу Большой Невки. Ворота без ограды:-)


Фасад обращенный в парк.


Центральна аллея, ведущая к Парадным воротам и церкви рождества св. Иоанна Предтечи. Существует легенда о подземном ходе между дворцом и церковью.


Аванзал (1 этаж) . Украшен панно Федора Данилова по гравюрам Пиронези "Виды Рима".


Мраморные скульптуры.
"Нимфа и пастух"


"Диана на льве"


Коридор 2 этажа.




В этом зале расположены технические диковинкии - "говорящие экраны", с которых Екатерина II, Александр I рассказывают свои истории.




В зале развернуты прекрасная выставка - костюмы фильма "Матильда" , переданные режиссером Алексеем Учителем после съемок. Фильм рассказывает о периоде романтической любви Мали и Ники - легендарной балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Романова . Фильм выйдет на экраны осенью 2016 года (жду с 2014 года,
















И даже Матильда Феликсовна ожила и заговорила

Зал с флорентийскими росписями.





Зал с "путти". На потолке медальоны с милыми голенькими мальчиками с крылышками. Говорят, что в советское время им были пририсованы трусики и пионерские галстуки.




В этом медальоне сохранился "советский" мячик - игрушка путти.


За занавесом спряталась весьма фривольная нимфа с сатиром.


В этом зале находится голографический театр . Выглядет это примерно так:

Самый красивый и торжественный зал дворца - танцевальный зал с кариатидами. Зал предназначен для проведения балов и концертов.









Музыкальный салон . Основала салон Елена Павловна , супруга Михаила Романова, - большая почитательница искусства. Руководил салоном Антон Рубинштейн , который некоторое время даже жил во дворце. именно, здесь зародилась идея создания Консерватории - первого высшего музыкального заведения России. Он посвятил Елене Павловне цикл из 24-х пьес "Каменный остров".


На стенах - мраморные скульптурные портреты Моцарта, Глюка, Бетховена, Палестрины. Говорят, что голову одной из богинь скульптор изваял с великой княгини Елены Павловны.








Сейчас в зале школьники играют в электронную версию "Что, где, когда?". Столы для команд, волчок и вопросы на экране. Мы тоже поиграли:-)

Атриум с белым роялем.





Теперь надо ждать лета, чтобы оценить парк во всей красе. Он по проекту должен выглядеть так:


А пока вокруг снежное морозное царство. И только странные следы через Неву. Возможно, ночью призрак Павла I переходит на другой берег в усадьбу Лопухиных на свидание к своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной.

P.S. Лет пятнадцать назад мне удалось посетить дворец, который был тогда в собственности Министерства обороны и там располагалось лечебное учреждение - Военный санаторий ВВС. У меня сохранилилось несколько снимков, сделанных ещё на пленочном фотике. Выкладываю сканы:




Скульптурные группы располагались тогда в танцевальном зале с кариатидами. За "Дианой на льве" - выставочные щиты, посвященные истории санатория.






А эти росписи были сняты в кабинете функциональной диагностики, в котором располагались всякие электрофарезы и УВЧ. Всё пространство было разделено на отсеки белыми простынями. Но тогда почему-то не хотелось фоткать эти артефакты, хотелось запечатлеть что-то красивое, вечное. И даже в бреду не могла прийти в голову мысль, что дворец восстановят и отдадут юным талантам.